Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси
Важную информацию дают наблюдения
над обрядом захоронений, точнее, над его эволюцией в III—V вв.,
разработанной Э.А. Сымоновичем в ряде специальных публикаций.
Как известно, могильники
черняховской культуры носят биритуальный характер: трупосожжение неизменно
сочетается с трупоположением. Соотношение обоих обрядов в разных случаях
неодинаково. Иногда преобладает кремация, иногда — ингумация, а иногда — обе
формы погребального ритуала оказываются более-менее уравновешенными.
Неоднократные попытки исследователей исторически объяснить биритуализм
Черняховских некрополей не дали убедительных результатов. Бесплодными, в
частности, были поиски локальных проявлений или закономерностей: оба обряда
типичны для всех районов распространения культуры. Такими же неудачными
являются и ссылки на кажущуюся этническую сложность черняховского населения
(например, трактовка ингумации как вклада сарматских племен). Сочетание обоих
обрядов — характерная черта практически всех известных сегодня погребальных памятников
Черняховского типа.
Зато бесспорно постепенное
вытеснение ингумацией более ранней кремации. Действительно, в относительно
поздних некрополях хорошо прослеживается преобладание трупоположений. Однако
такая тенденция существует лишь до середины I тыс. н. э., когда
обряд трупосожжения снова становится преобладающим.
Христианский ритуал
предусматривал захоронение в земле, что было вызвано догматом о страшном суде,
на который умершие должны явиться в неповрежденном виде. Поэтому в литературе,
посвященной древнеславянскому погребальному обряду, господствует тенденция
объяснить постепенную замену кремации ингумацией распространением идей
христианства. Новейшие исследования, однако, показали невозможность толковать
обряд трупоположения только как результат христианизации. Некоторые детали
погребального обряда в памятниках IX—Х вв. действительно могут быть
связаны с христианством, но их фиксация, в свою очередь, свидетельствует о
сложности общей картины.
Обряд трупоположения получает
распространение в нашей стране не в IX в., когда новая вера начинает
утверждать себя в роли официально признанной религии, а, по крайней мере, от
рубежа новой эры, когда христианства еще не существовало. Так, при полном
преобладании кремации у носителей зарубинецкой культуры зафиксированы отдельные
трупоположения, например — в Корчеватском могильнике в Киеве. Дело не в
ингумации как таковой, а в определенной ее форме. Еще в 1949 г ., раскапывая
черняховский могильник у с. Данилова Балка на Винниччине, Э.А. Сымонович
выделил два типа захоронений с трупоположением: часть скелетов лежали головой
на север, а часть — на запад. Последние почти все безынвентарные. Зафиксирован
случай, когда погребение с западной ориентацией (№ 4) перерезало более древнее,
ориентированное на север. Это дало основание для вывода, что выделенные две
категории погребальных памятников имеют хронологическое содержание. Последнее
нашло подтверждение в материалах могильников у с. Гавриловка на Херсонщине
и в ряде других пунктов. В последнее время почти на всех черняховских
некрополях установлено наличие этих двух групп трупоположений. Доказано, что
речь идет о хронологически различных категориях, хотя один обряд сменяется
другим не сразу и носит частичный характер. Наиболее активно эволюция происходит
на рубеже III—IV вв., то есть тогда, когда христианство начинает
интенсивно распространяться среди племен Восточноевропейской Лесостепи.
Выяснилось, что «западные»
нередко уничтожали «северных», причем в ряде случаев это уничтожение носило
сознательный и даже целенаправленный характер, что обусловливалось
определенными ритуальными соображениями (8).
Так называемые расчлененные захоронения черняховской культуры относятся к
«северным» (9). В то же время не
подлежит сомнению, что речь идет об одном и том же населении, у которого к
началу IV в. начинает изменяться культурный обряд. Новые материалы хорошо
обосновывают и то, что вместе со сменой ориентации в черняховских погребениях
резко сокращается количество сопровождающего инвентаря.
По мнению Э.А. Сымоновича,
эволюция погребального обряда была вызвана распространением христианства.
Высказанное мнение подтверждается некоторыми соображениями. В первую очередь
красноречивым является совпадение хронологии: черняховское население начало
класть умерших головой на запад именно тогда, когда письменные источники
фиксируют активное проникновение христианских идей в Северное Причерноморье.
Таким переломным моментом, вероятно, были 30-е годы IV в. — новый
этап в идеологическом развитии наших предков, способствовавший возникновению
«Константиновой легенды».
Подчеркнем, что «западные» погребения
не только не вытесняют «северных», но и не составляют большинства. По подсчетам
Э.А. Сымоновича, соотношение этих типов захоронений на исследованных им
могильниках составляет приблизительно 30 и 70 %. Характерно, что
приведенный процент выше в Причерноморье («западные» — до 40 %). Как
видим, это новая традиция южного происхождения (античная периферия); именно
отсюда распространялось христианское влияние.
Таким образом, динамика эволюции
ритуальных канонов довольно точно отвечает динамике начального этапа в процессе
утверждения новой веры в Восточной Европе. Христианство еще не было официально
признанным. Его исповедовала только определенная часть населения, которая по
численности, очевидно, уступала языческой.
Интересны некоторые детали
погребального обряда — нередкие хоронения в деревянном гробу, в яме, обложенной
деревом, или в своеобразном земляном гробу — удлиненной канавке по росту
умершего. Очевидно, подобные изменения в обряде были вызваны христианскими
представлениями о грядущем воскресении умерших.
Немаловажны и наблюдения
Э.А. Сымановича над вещественными находками. Как отмечалось, большинство
«западных» погребений безынвентарны. Обращает на себя внимание, в частности,
отсутствие металлических деталей одежды (пряжек, фибул, украшений). Отсюда
можно сделать вывод, что покойника клали в могилу не в обычной одежде, а
заворачивали в ткань. Подобный ритуал характерен именно для ранних христианских
захоронений, семантика которых полностью отделена от материализованных
представлений о потустороннем мире и жизни. Отметим, однако, что в ряде случаев
фибулы, пряжки, ожерелья все же встречаются. Следовательно, ритуал допускал и
погребение в обычном одеянии.
Зато принципиально важным
фактором является отсутствие сопровождающего инвентаря, который по традиционным
языческим представлениям о потустороннем мире должен был служить умершему в
загробной жизни. Отсутствуют остатки жертвенной пищи, бытовые предметы, оружие
и т. п. Исключением является посуда для хранения жидкости, что,
по-видимому, имело сакральный характер. Это стеклянные кубки, глиняные кувшины,
изредка амфоры. Э.А. Сымонович придает этим находкам глубокое идейное
содержание — ритуальные функции христианского культа, связанные с водой
(крещение), вином (евхаристия), растительным маслом (елеосвящение).
Комментариев нет:
Отправить комментарий