Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси
Великое переселение народов
V век — едва ли не наиболее
драматичный этап в истории Старого Света: окончательно распадается
рабовладельческий строй, намечается глубокая социальная деструкция. В конце
IV в. началось активное движение азиатских номадов против цивилизованного
мира. Под давлением гуннов готы отошли за Дунай и в Трансильванию. Готское
объединение распалось и прекратило свое существование.
Следом за разбитыми готами в
Центральную и Западную Европу хлынули гуннские полчища. В 451 г .
возглавляемые Аттилой гунны потерпели тотальный разгром от объединенного
германско-римского войска во главе с готским королем Теодориком Великим и
римским полководцем Аэцием. Этим был положен конец гуннской экспансии в Европе.
Остатки разгромленной орды отступили в Восточную Европу, где смешались с
болгарами — второй волной азиатских кочевников.
В 476 г . пала
Западная Римская империя, не выдержав натиска варварских племен. Был
ликвидирован последний оплот рабовладельчества в Европе. Однако Восточная
Римская империя устояла и, постепенно преодолевая социальный кризис,
трансформировалась в раннефеодальное государство, репрезентанта новой системы
отношений. Для этого потребовались длительное время и глубокие общественные
потрясения, наиболее концентрированным проявлением которых, стала бурная пора
иконоборчества. Только в начале IX в. процессы, происходившие в недрах
византийского общества, приобрели более-менее завершенный характер.
Для восточных славян все эти
события имели существенное значение. Гуннское нашествие не задело основной
части их земель, более того, имеются все основания утверждать, что в период
схватки гуннов с готами анты выступали союзниками первых. Именно на
послегуннский период приходится подъем Антского царства. Началось мощное
движение славянских племен за Дунай, что вскоре привело к тотальной
славянизации балканских владений Византии.
Ситуация коренным образом
изменилась после третьей волны азиатских номадов — аварской, появившейся на
восточноевропейском горизонте в 558 г . Пройдя через причерноморский и
нижнедунайский коридор, авары около 568 г . образовали в Карпатской котловине
примитивное объединение государственного типа — каганат. С этого времени
начинается период славяно-аварских войн (568—635 гг.), что явилось
причиной глубоких сдвигов в общеполитической обстановке на востоке Европы. Эти
изменения фатально отразились на ходе социального развития наших предков. Можно
сказать: чем гунны были для готов, тем для славян стали авары.
В результате вооруженной конфронтации,
которая длилась более 60 лет, Антское объединение прекратило свое
существование. В 30-е годы VII в. начинает формироваться новое, более
могущественное и значительно более широкое политическое объединение — Русь. В
20—30-е годы VII в. на руинах Склавинского царства возникает новое
политическое образование — «государство Само» (ее восточнославянский аналог с
определенным основанием можно было бы назвать «государством Кия»). Позднее оно
трансформировалось в Великоморавское княжество.
Крах Римской империи, главного
оплота раннего христианства, не мог не подорвать в определенной мере позиций
новой веры в глазах языческого мира. Социальная система раннего средневековья,
которая опиралась на внеэкономическое принуждение и грубую военную силу,
выработала и соответствующий этический взгляд на вещи. Доктрина «прав тот, кто
сильнее» находила своеобразную интерпретацию в сфере религиозно-культовых
представлений. Бог, оказавшийся неспособным защитить своих адептов от
варварского нашествия, в глазах тогдашней аудитории не мог рассчитывать на
признание и почет. Нужна была изысканная диалектика ранней патристики, чтобы
как-то нейтрализовать и преодолеть впечатление от трагического поворота
политических событий великого переселения народов.
Поэтому, вероятно, в конце V, в
VI и VII вв. христианство находило среди славян (в частности, восточных)
меньшее признание, чем в предыдущую эпоху. Во всяком случае, среди
многочисленных сведений о наших предках, содержащихся в произведениях
византийских писателей того времени, упоминания о распространении новой веры
отсутствуют. Вместе с тем было бы ошибочно рассматривать антов и склавинов
VI—VII вв. как классических язычников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий