Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси
В некоторых случаях вотивные
изображения носят системный характер и входят в качестве элементов в сложные
композиции с четко выраженным идеологическим содержанием. К ним относятся
изображения двух календарей, помещенных на сакральных сосудах, найденных в
Лепесовке на Южной Волыни и Ромашках на Киевщине. Обе находки изучены и
интерпретированы Б.А. Рыбаковым. Изображению креста здесь отведено
довольно заметное место среди других символов. Лепесовская ваза обнаружена во
время раскопок здания, которое автор исследования считает культовым. Она
принадлежит к широко известной категории Черняховских трехухих мисок. Календарь
размещен кругом на широком поле венчика и состоит из двенадцати секций — от
января до декабря (движение по часовой стрелке). Каждый месяц обозначен
символом или несколькими символами, семантика которых связана с
сельскохозяйственным циклом.
Изображения косых крестов
помещены в клеймах, посвященных январю, марту (по одному знаку) и июню (два
знака). Б.А. Рыбаков, ссылаясь на давнюю традицию добывания «живого огня»
трижды в год (в период зимнего и летнего солнцестояния, весеннего
равноденствия), интерпретируют их как символы, рожденные языческой обрядностью
древних славян. Подобная трактовка встречает некоторые трудности, а именно: зимнее
солнцестояние, как известно, приходится на 21 декабря. Следовательно,
именно этот месяц должен бы быть обозначен крестом, хотя в действительности он
помещен в январском клейме. Замечание Б.А. Рыбакова, что полученный в
декабре «живой огонь» горел до конца святок, то есть до 6 января,
малоубедительно: тогда речь шла бы не о добывании
огня, а скорее, о его смерти. Также не подтверждается и ссылка на то, что на
народных деревянных календарях XVIII—XIX вв. знаком солнца обозначался
январь, так как эти календари относятся к христианскому времени и отражают, в
первую очередь, христианскую догматику. Непонятным является удвоение символа на
июньском клейме. Ведь летнее солнцестояние (21 июня) одно, значит, и обряд
добывания «живого огня» совершался один раз.
Если же рассматривать приведенные
изображения как символы, связанные с христианским культом (конкретнее — с идеей
креста и крещения), то соответствие будет выглядеть намного убедительнее.
Январский знак будет соответствовать празднику богоявления (крещения Иисуса
Иоанном Предтечей), который отмечается 6 января. Мартовский знак символизирует
христианскую пасху, то есть распятие Иисуса на кресте и его воскрешение на
третий день. Здесь ситуация несколько сложнее, поскольку пасха — «передвижной»
праздник, не имеющий твердой даты. Она отмечается во второй половине марта или
в апреле. Авторы лепесовского календаря сделали выбор в пользу одного месяца из
двух, избрав более ранний. День весеннего равноденствия (который семантически
слился с пасхой) приходится на 21 марта; в этот день традиционно
совершался обряд добывания «живого огня».
На июнь приходилось два
праздника, связанных с идеей креста и крещения (потому и изображений два):
сошествие святого духа (троица или пятидесятница) и Иоанна Крестителя. Первый
хронологически зависит от пасхи (пятидесятый день после воскрешения) и также является
«передвижным» праздником. Его отмечают в конце мая или в первой половине июня.
Выбор месяца на лепесовской вазе, очевидно, продиктован теми же соображениями,
что и в случае с пасхой: «семик» — языческий праздник, слившийся с троицей,
отмечался 4 июня. Второй праздник — день Иоанна Предтечи (контаминация с
языческим праздником Купала) — православный календарь определяет 24 июня.
На ромашковском глиняном кувшине
календарь помещен на фризе в верхней части корпуса. Он охватывает только летний
период, которому соответствуют наиболее интенсивные земледельческие работы —
между 2 мая и 7 августа. Важной особенностью этого календаря является
то, что в нем обозначены дни; это дает возможность точной хронологической
локализации конкретных символов. На календаре отсутствуют зимние и два первых
весенних месяца, следовательно, нет крещения и пасхи. Троица («семик», или
Ярилин день) локализирована на 4, а день Иоанна Предтечи — на 24 июня. С
этим интервалом связано и изображение двух крестов.
Лепесовская и ромашковская
находки — не единственные. На кувшине, обнаруженном в черняховском могильнике
Малаешти в Молдавии, нанесен орнаментальный фриз, на котором помещены символы,
посвященные главным летним праздникам: троице («семик»), Иванову (Купала) и
Ильину (Перунов) дням. Это не календарь в прямом понимании, так как в
композиции отсутствует хронологическая локализация, а обозначены лишь
праздники.
По мнению Б.А. Рыбакова,
символом первого праздника (троицы) является схематическое изображение молодого
дерева (сравним обычай, доживший до наших дней, ставить в жилище молодую
березку); второго (Купала) — два косых креста, а третьего (Ильин день) — знак
грома. Однако более вероятно, что эти два креста символизировали два
христианских праздника, которые поглотили хронологически близкие к ним
языческие обряды.
Знак грома помещен и на
ромашковском календаре, но другой формы: в виде колеса (или плавно оформленного
шестиугольника) с шестью спицами. Считаем, что и здесь помещен христианский
(или переосмысленный в духе христианской догматики) символ. Подобные фигуры
широко представлены в раннехристианской символике: монограмма — соединение
греческой «иоты» и «хи», первых букв имени Иисус Христос, обведена кругом.
Возможно, именно поэтому описанный знак в ромашковском календаре не имеет
точной даты, хотя и поставлен в том месте, где должен быть Ильин день.
Точная расшифровка подобных
(слишком условных) изображений является довольно сложной проблемой, но
однозначность трактовок позволяет говорить о достоверности предлагаемых
интерпретаций. Таким образом, признание всех трех календарей христианскими дает
возможность намного лучше решать конкретные вопросы, устраняя некоторые
недоразумения и освобождаясь от необходимости прибегать к каким бы то ни было
натяжкам. Аналогичные символы в последнее время найдены еще на нескольких
Черняховских сосудах, что подтверждает закономерность исследуемого явления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий