Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси
Летописное предание
Религиозный акт 988 г . является центральным
эпизодом в редакции «Повести временных лет», дошедшей до нас. В общем, «Сказание
о Владимировом крещении» занимает около 1/7 всего объема текста, то есть
охватывает значительную его часть. Рассказ носит сложный характер и распадается
на несколько эпизодов, не соединенных органически друг с другом. Основная часть
помещена под 986—988 гг., но некоторые фрагменты, имеющие непосредственное
отношение к сюжету, читаются под 980, 989, 996 гг.
Под 986 г .
рассказывается о приходе в Киев миссионеров от четырех наиболее значительных
монотеистических церквей, авторитет которых был обеспечен соответствующими
политическими организациями (это специально подчеркнуто в тексте): ислама — от
Волжской Булгарии; католичества — от Германии, иудаизма — от Хазарии,
православия — от Византии.
Миссия мусульман, латинян и
иудаистов потерпела полное поражение. Более всего Владимиру понравилась речь
греческого проповедника. Его выступление, отличающееся особой обстоятельностью,
занимает свыше трети всего «Сказания». В свою очередь, оно состоит из
нескольких частей. В первой — краткое изложение ветхозаветных книг, точнее,
библейская история от Адама до падения Иерусалима и первого разрушения храма.
Далее — цитаты из ветхозаветных пророков, сгруппированных по следующим сюжетам:
пророчество о рассеянии Израиля, о призывании новых народов, о приходе мессии,
о страстях господних и воскресении распятого Христа. Третью часть составляет
краткое изложение евангельской легенды. Завершается все это теоретическим
комментарием основных христианских символов: рождества, распятия, крещения.
Выступление Философа произвело на
Владимира огромное впечатление, однако не побудило его к принятию
окончательного решения. Миссионер показал киевскому князю «запону», на которой
была изображена сцена Страшного суда, где справа предстояли праведники, идущие
в рай, а слева — грешники, обреченные на вечные муки в аду. Владимир вздохнул и
сказал: «Хорошо тем, которые будут одесную: горе тем, которые ошуюю». «Если
хочешь быть одесную, — ответил Философ, — крестись!», на что князь ответил:
«Подожду еще».
Этим заканчивается первый цикл
подготовки акта крещения. Старания греческого миссионера, несмотря на все
очевидные старания и немалый успех, оказались напрасными и не убедили
Владимира. Во всяком случае, они не дали практических результатов.
Под следующим, 987 г . помещен
рассказ о посольстве, посланном киевским князем в Волжскую Булгарию, Германию и
Византию с целью ознакомиться с богослужебными обрядами трех религиозных систем
(иудейско-хазарская альтернатива здесь отсутствует).
Инициаторами этой миссии были
бояре, которые советовали своему сюзерену не верить проповедникам на слово, ибо
никто, мол, своего не хулит, а только хвалит, поэтому необходимо составить
собственное представление на основании непосредственного ознакомления. Киевский
князь отобрал десять мужей «добрых и смысленных» и поручил им эту миссию.
Возвратясь домой, послы отрицательно отозвались об обрядах магометан и латинян;
зато с восторгом рассказывали о «красоте церковной», увиденной в
Константинополе. Они решительно склоняли патрона к восточному христианству,
выдвигая в числе других и такой аргумент: «Аще лихъ бы законъ Грђчкыи, то не бы
баба твоя Олга прияла крещения, яже бђ мудрђиши всих человђкь». Владимир дал
себя убедить и спросил: «Где будем креститься?» — «Где захочешь», — ответили
послы. «И минувшоу лђту», — добавляет меланхолически летописец.
Следующий эпизод, датированный 988 г ., начинается
неожиданно — сообщением о походе Руси на Херсонес (Корсунь), причина и цель
которого не разъяснены. Вместо этого подробно рассказывается об осаде города,
захвате его при помощи попа-предателя Анастаса. При этом Владимиру приписано
такое заявление: получив совет перекопать водопровод и тем лишить город воды,
он сказал: «Аще ся сбудеть, се имамъ креститися».
Захватив Корсунь, киевский князь,
однако, не спешит исполнить обет. Он требует от греческих царей Василия II
и Константина VIII выдать за него их сестру Анну. Императоры согласились,
но с условием, что Владимир станет христианином. Князь проявил готовность к
этому акту. Цари не без трудностей уговорили сестру пойти замуж за русского
властителя и отправили ее в Корсунь в сопровождении целой свиты попов и
проповедников. Прибыв на место, царевна столкнулась с неожиданностью: ее жених
упорно не шел в храм. Тогда случилось нечто похожее на чудо: у Владимира
разболелись глаза и он потерял зрение. Анна сказала: «Если хочешь избавиться от
неожиданной болезни, немедленно крестись». Лишь после этого Владимир, наконец,
приказал совершить над собой обряд.
Далее в «Сказании» приведены три
теологических трактата как завет новообращенному. Текст явно испорчен, поэтому
непонятно, кому принадлежат наставления.
Первый из трактатов содержит
«символ веры» (credo), изложенный, достаточно своеобразно, с некоторыми
отступлениями от православной догматики и по существу представляет собой
еретический документ. Второй содержит перечень Вселенских соборов и с точки
зрения идеологической представляет собой предостережение, призыв беречься от
всякой и каждой ереси. Третий, направленный против папства, предостерегал князя
от опасности впасть в латинские сети.
Приняв христианство, Владимир
возвратил Корсунь византийским царям (перед тем ограбив его) и отбыл в Киев с
женой Анной, священником-предателем Анастасом и захваченными в городе
богатствами — церковной утварью, иконами, двумя медными «капищами» (!?) и
четырьмя медными конными статуями, а также с мощами папы Климента и его ученика
Фифа (?). Прибыв домой, он немедленно начал утверждать новую веру: ликвидировал
созданный им же самим пантеон языческих богов, а на второй день приказал
крестить всех киевлян поголовно, что якобы вызвало большой энтузиазм народа.
Глядя на эту идиллию, дьявол сокрушался, особенно печалясь тем, что потерял
Русь по милости не апостола и не мученика, а невежды-язычника.
После крещения киевлян Владимир
приказал ставить храмы по тем местам, где стояли идолы. Прежде всего, построил
Васильевскую церковь на Перуновом холме в Киеве, на месте уничтоженного
языческого капища. В новопостроенные церкви князь назначал попов, привезенных
из Херсонеса: они должны были крестить население периферии и заботиться о
просвещении новообращенных. Важнейшим мероприятием на
культурно-просветительской ниве было основание киевской школы, куда посылались
дети «нарочитой чади», то есть феодалов. Этот факт дал основания летописцу
поместить в повествование развернутую сентенцию о пользе книг и науки — с
многочисленными ссылками на Давида (главного автора Псалтыри), на апостола
Павла и другие библейские авторитеты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий