Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси
Первое (Аскольдово) крещение Руси
Известный тезис о введении
христианства на Руси Владимиром Святым в конце Х в., освященный
авторитетом православной церкви, приобрел значение догмата, который не подлежал
ни обсуждению, ни сомнению. Первая христианизация Руси во времена Аскольда и
патриарха Фотия оказалась завуалированной, отодвинутой на задний план
исторического процесса.
«Заговор молчания»
В иностранных источниках
отсутствуют сведения о крещении Руси около 988 г . В 1888 г ., в связи с
900-летием «Владимирова крещения», Ф. Фортинский проделал специальное
исследование, отыскивая об этом хотя бы малейшие следы и намеки в европейских
хрониках и документах. Результат был ошеломляющий: ни в одном тексте не нашлось
никаких сведений по поводу христианизации Руси в конце Х в. Ни польские,
чешские, венгерские, немецкие источники — не говоря уж об итальянских,
французских или английских — не упоминают этого события. Единственное
исключение — Титмар Мерзебургский, хотя и он знает только личное крещение
великого князя в связи с его вступлением в брак, ничего не говоря об обращении
страны или народа.
Еще более странным является
молчание православных источников, в первую очередь византийских и болгарских.
Идейно-политический момент в этом случае кажется самым важным. Крещение
Владимира было делом Константинопольской патриархии, однако ни одна греческая
хроника конца X—XI в. ничего не сообщает об этом событии. В письменных
источниках (Лев Диакон, Михаил Пселл, Скилица-Кедрин, Зонара и др.) находим
сведения о падении Херсонеса, договоре Владимира Святославича с императором
Василием II, вступлении в брак киевского князя с принцессой Анной, участии
русского экспедиционного корпуса в междоусобной борьбе за константинопольский
престол, но ни единого намека на крещение Владимира и его страны.
Аналогичная картина
прослеживается и в восточных источниках, которые считают Русь IX—Х вв.
христианской страной. Исключение составляют произведения Яхьи Антиохийского
(или Александрийского (13)) и его
компиляторов. В своей хронике, дошедшей до нас, Яхья пишет о крещении киевского
«царя и всех, кого охватывали его земли». Это сообщение дословно повторяет
историк ал-Мекин, который жил в XIII в., и в сокращенном виде Ибн-ат-Атир
— багдадский астроном (конец XII — начало XIII в.). Текстуальные
совпадения неопровержимо свидетельствуют о заимствовании готового текста и тем
самым лишают обоих компиляторов самостоятельного источниковедческого значения.
Яхью считают современником
Владимира Святославича, но это не совсем точно. Он действительно родился в
конце Х в., но свою хронику (по крайней мере, тот вариант, который имеется
в нашем распоряжении (14)) писал в
середине XI в. в 60-е годы, то есть к концу правления Ярослава
Мудрого и при его преемниках. К тому времени «Владимирова легенда», то есть
версия о начальном крещении Руси около 988 г ., уже существовала и, следовательно,
могла оказать влияние на антиохийского хрониста. Поэтому нельзя
противопоставлять сообщения Яхьи другим источникам, а тем более базировать на
нем какие-либо далеко идущие выводы.
Точно также не следует
переоценивать и сообщение армянского хрониста конца Х — начала XI в. —
Асохика (Степаноса Таронского) — о том, что «рузы приняли Христа»
приблизительно в то время, когда русский экспедиционный корпус прибыл в Константинополь.
Выражение, употребляемое историком, неясно. Иногда его пытаются трактовать в
том смысле, что речь идет о крещении всей Руси, но этого из текста не видно.
Скорее всего, здесь говорится о крещении самого Владимира и его ближайшего
окружения. Во всяком случае, этого сообщения недостаточно, для того чтобы
строить на нем ответственную историческую концепцию.
Отсутствие в иностранных
источниках сведений о крещении Владимиром Руси объясняется тем, что впервые
официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 г ., при
Аскольде. И хотя после убийства последнего в 882 г . христианство
утратило значение государственной религии, в глазах Эйкумены Русь оставалась
христианской страной. Временная потеря новой верой своих позиций не могла
расшатать общепринятое представление, а обращение Владимира окончательно решило
спор между религиозными системами в пользу христианства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий