воскресенье, 29 июня 2014 г.

Легенда о Кие

Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси

Легенда о Кие

Начало истории Руси как государственного объединения южной части восточнославянских племен связывается с легендарной фигурой Кия. В «Повести временных лет» помещено предание об основании Киева тремя братьями — Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбедью, очень популярное в литературе. Оно имеет все признаки фольклорного оформления и внеисторический характер. Здесь присутствуют такие популярные сюжеты, как идея «основателей», классическая триада (три брата), подчеркнуто внимание к топонимике и пр. Поэтому в историографии второй половины XIX — начала XX в. получила распространение теория «эпонимного», «этимологического» мифа — согласно которому летописный рассказ представлял собой вымысел хрониста, пытавшегося объяснить возникновение названий киевских урочищ. Некоторое время эта концепция была господствующей; ее поддерживали С.М. Соловьев, А.А. Шахматов, Н.И. Петров, Д.И. Багалей, В. Базилевич и др.

Однако эта теория была опровергнута археологическими исследованиями. Раскопками Д.В. Милеева в 1908—1909 гг. найдены остатки городища, о котором говорится в летописном предании («Город Кия»). В довоенные и послевоенные годы укрепление древнейшего Киевского замка были прослежены детально (раскопки Т.М. Мовчановского в 1936—1937 гг., М.К. Каргера в 1939 и П.П. Толочко в 1969—1980 гг.). Установлено, что «Город Кия» сооружен не позднее VIII в., скорее всего, значительно раньше. Таким образом, произошел решительный поворот в сторону признания реальной исторической основы летописного предания, которое, по мнению современных исследователей, представляет собой фольклорное воспоминание о сооружении первого киевского городища.

«Повесть временных лет» сообщает некоторые важные подробности политической биографии Кия, который княжил «в роде своем». Пребывая в Константинополе, он принял «великую честь от царя»; предпринял попытку закрепиться в Нижнем Подунавье и даже построил там опорный пункт — «градок Киевец», но неудачно — «не приняли его» местные племена. Он вынужден был отойти в Среднее Поднепровье и, основав там новую резиденцию — Киев, умер.

В различных по характеру и происхождению источниках существует широкий круг параллелей. Речь идет о древнерусском эпосе, западнославянских преданиях, памятниках византийской, армянской, скандинавской, старогерманской литературы, произведении готского писателя VI в. Иордана и др.

По содержанию эти источники подразделяются на две группы. В некоторых находим сведения о Лыбеди и ее братьях (в числе которых, однако, Кий не назван). Корни сюжета уходят во вторую половину IV в. Другие сообщают о совершенно реальной деятельности исторического Кия (первая половина VII в.). К последним принадлежат произведения византийской литературы, представляющие для нас наиболее значительную информативную ценность, а также армянский вариант киевской легенды. Это «История Тарона», произведение VIII в., приписываемое двум авторам: Зенобу Глаку и Иоанну Мамиконяну. Впервые на совпадение содержания двух памятников обратил внимание Н.Я. Марр; позднее эта тема разрабатывалась другими учеными.

В литературе признано, что контакт Кия с греческим императором приходится на конец VI — первую половину VII в., в период активного продвижения славянских племен на Балканы. Это движение, по свидетельству византийских источников, начинается в первые годы правления Юстиниана I (527—565). Б.А. Рыбаков высказал предположение, что именно этот император «с великою честью» принимал Кия. Правда, в последнее время исследователь считает возможным датировать это событие правлением Анастасия. Такая точка зрения, однако, вызывает серьезные сомнения. Об Анастасии вообще не может быть и речи, так как в его время (491—518) Балканские войны еще не начались и о наших предках византийцы практически ничего не знали. В период Юстиниана I и его ближайших преемников славяне соприкасались с греками в основном на поле брани (11). Для серьезных дипломатических контактов еще не было условий. Скорее всего, пребывание Кия при императорском дворе следует относить к периоду аварских войн, когда анты выступали союзниками византийцев (последнее подчеркнуто в источниках), то есть ко второй половине VI или к началу VII в. Именно к этому времени относятся известия византийских источников о летописном Кие: во второй редакции «Чудес Дмитрия Солунского», у Феофана Исповедника, у патриарха Никифора и у Иоанна из Никиу.

В византийских текстах Кий выступает под именем Кувер. По убедительно аргументированному мнению языковедов, славянское имя Кий в архетипе звучало как «Кув»: долгое индоевропейское «ū» на славянской языковой основе дало твердое «ы». Этимологически это имя связано с термином «кувать» — «ковать» (слово «кий» в древнерусском языке означало «молот»). Армянский вариант легенды также сохранил древнюю форму имени героя с корневым «у» (Ку-ар). Частица «-ар» («-ер») — словообразующий элемент для конструкции имен существительных в субъектном значении (как в словах «пахарь»— от пахать, «токарь» — от «точить» и т. д.). Закономерность его в нашем случае подтверждается совпадением армянской и византийской форм.

В литературе относительно Кувера возникла путаница, вызванная досадным недоразумением. В некоторых текстах герой назван не Кувером, а Кувратом. Поскольку в VII в. жил и действовал болгарский хан с таким именем, то комментаторы провозгласили и Кувера болгарином, не учитывая того, что данные, приведенные в источниках, решительно исключают подобное сопоставление. Между тем «Чудеса Дмитрия Солунского» прямо свидетельствуют о славянском происхождении персонажа.

На основании перечисленных источников можно реконструировать реальную биографию исторического Кия. Он родом из тех славян, которые под давлением аварского нашествия вынуждены были отступить в область Срем (античный Сирмий), то есть в современную Хорватию. Константин Багрянородный, в частности, пишет о переселении восточнославянского племени хорватов из Прикарпатья в тот же Сирмий. До вынужденного переселения они входили в состав Полянской конфедерации. Таким образом, по происхождению Кий действительно был полянином, хотя и не среднеднепровским. Около 634 г. он восстал против аваров и, оставив Сирмий, искал поддержки у византийского императора Ираклия (610—641).

Кий получил от императора бенефиций в районе Верхнего Дуная, к тому времени заселенному главным образом славянами, и построил там укрепленный замок (град), который «Чудеса …» называют Керамисиевым лагерем, а летописи — Киевием. Со временем у Кия возникает конфликт с византийской администрацией, в частности, по поводу Солуни. В результате он вынужден покинуть Подунавье и исчезает с горизонта активной византийской политики.

Дальнейшая судьба Кия мало интересовала греков. Очевидно, он переселился в Среднее Поднепровье, где и основал новую резиденцию — Киев, которому суждено было стать столицей крупного восточнославянского государства.

Византийские источники приводят некоторые чрезвычайно важные сведения, касающиеся пребывания славянского правителя в Константинополе в молодые годы, его обучения там, личной дружбы с Ираклием, а также принятия им христианства. Так, автор VII в. (современник описываемых событий) Иоанн из Никиу пишет: «Куврат, князь гуннов (12) и племянник Орхана, в юности был крещен и воспитывался в Константинополе в недрах христианства. Он вырос при царском дворе. Он был тесно связан дружбой с Ираклием, после его смерти, как осыпанный царскими милостями, проявлял преданную благодарность к его детям и жене Мартине. Силой святого и животворного крещения, им принятого, он побеждал всех варваров и язычников». Безусловно, приведенные сведения заслуживают внимания.

Ираклий родился в 575 г. Если Кий был его одногодком, то в момент восстания, дунайской эпопеи и основания Киева ему было около 60 лет, то есть он был уже пожилым человеком. Обучение в Константинополе приходится на последнее десятилетие VI в. — время правления императора Маврикия (582—602), который уделял большое внимание культурным делам (при его правлении Константинопольский университет переживал кратковременный подъем).

Нас интересует сообщение Иоанна (дважды повторенное) о крещении Кия — Кувера. Оно не кажется невозможным. Длительное пребывание в христианской стране, при дворе властителя, который привык считать себя лидером христианского мира, обучение в учебном заведении, находившемся под опекой церковной курии, не могли не оказать влияния на сознание молодого Кия. Поэтому его приобщение к христианству представляется не только возможным, но и закономерным.

Полное молчание остальных источников по этому поводу, однако, вызывает настороженность. Отсутствие какого бы то ни было намека о принадлежности Кия к христианской церкви в летописных текстах, более того — подчеркивание (правда, в явно предубежденных произведениях) язычества трех братьев-основателей, можно объяснить сравнительно поздней тенденцией приписывать всю честь просвещения Руси Аскольду или Владимиру Святому. Так же и молчание остальных византийских источников и «Истории Тарона»: слишком лаконичный характер греческих хроник и специфика армянской (скомпонованной из разнообразных фрагментов и оторванной от конкретных исторических реалий) призывает к осторожности в выводах. Наиболее подробным является сообщение в «Чудесах Дмитрия Солунского», произведении не столько историческом, как житийном. Его авторы вряд ли стали бы рекламировать принадлежность варваров к христианству, особенно если они вступали в вооруженный конфликт с христианами-греками и угрожали Солуни, которой покровительствовал Дмитрий.

Проблема остается открытой и требует дальнейшей источниковедческой разработки, но при всех условиях свидетельство Иоанна Никиуского заслуживает внимания.


                                   Назад                         Оглавление                          Вперед

Комментариев нет:

Отправить комментарий