среда, 18 июня 2014 г.

ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА КНЯЗЮ РУССКОМУ ВЛАДИМИРУ (Примечания)

Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 1: XI–XII века.
Подготовка текста, перевод и комментарии Н.И. Милютенко

Оглавление
Примечания

 (1) Ольга (ум. 969) — русская княгиня, жена кн. Игоря, правительница Руси во время малолетства Святослава. Приезжала в Константинополь к императору Константину Багрянородному, где, очевидно, и крестилась.

(2) Чядо Тимофею... научити».— 2 Тимофей 2, 2.

(3) Понеже мнози... и учити».— Ср. Лука 1, 1—4.

(4) Святослав (ок. 940—972) — русский князь, сын великого князя киевского Игоря и Ольги.

(5) Борис и Глеб — первые русские святые, канонизированные православной церковью. После смерти Владимира в 1015 г. были убиты своим братом Святополком. Им посвящены «Сказание о Борисе и Глебе», «Чтение» Нестора и др. памятники.

(6) Игорь (уб. 945) — великий князь киевский, в 944 г. заключил договор с Византией. Убит древлянами.

(7) ...хотяй спасти... прийти».— 1 Тимофей 2, 4.

(8) Я коже жадаеть... водныя».— Псалтирь 41, 2.

(9) Волю боящихся... и спасешь я».— Псалтирь 144, 19.

(10) Просите... отверзется».— Матфей. 7, 7—8; Лука 11, 9—10. Иже веpy иметь... ссужен будешь».— Ср. Марк. 16, 16.

(11) Елена (ум. 327) — мать императора Константина Великого. Ее деятельность имела большое значение для распространения христианства.

(12) Испытал сердца и утробы».— Псалтирь 7, 10. «О Господе... радуяся».— Ср. Псалтирь. 31, И.

(13) Перунъ — верховный бог языческой Руси, бог грома и войны.
Комментарии

(14) Хъросъ — бог Солнца.

(15) церковь... во имя пресвятыя Богородица — первый каменный храм Руси, позже именовался Десятинной церковью, так как Владимир даровал ей десятую часть всех своих доходов.

(16) Изводяй от нечестия нечестивого... ecu».— ср. Книга пророка Иеремии 15, 19.

(17) Колика радость... кающимся».— Лука 15. 7, 10.

(18) Блаженъ... днии лютъ».— Псалтирь 93. 12.

(19) Ижестворить и научить... царствии небеснемъ».— Матфей 5, 19.

(20) Осанна Христу... смерти!» — ср. Матфей 21. 9; Мр. 11. 9—10; Иоан 12. 13.

(21) «Слава въ вышнихъ... благоволение!» — Лука 2, 14.

(22) Константин — При Константине (ок. 274—337), римском императоре (306—337 гг.), прекратилось преследование христиан (Миланский эдикт 313 г.). В 325 г. в его присутствии состоялся Никейский собор, принявший православный символ веры.

(23) ...храмы идолскыя... посече...— Как свидетельствуют археологические исследования, языческие славянские святилища стояли в окружении валов и были огорожены тыном, иногда имелась постройка в центре. Валы и рвы нужно было «раскопать», а тын «рассечь».

(24) Иезекия (715—687 гг. до н. э.) — иудейский царь, боровшийся с идолопочитанием.

(25) Иосия (627—613 до н. э.) — благочестивый царь иудейский, восстановивший почитание истинного Бога.

(26) «Плодъ духовный... закона» — К Галатам. 5, 22—23.

(27) Авраам — ветхозаветный патриарх и праведник, родоначальник евреев и арабов. У Мамврийского дуба ему явился Бог в образе трех ангелов, которых он пригласил к себе и принимал как гостеприимный хозяин.

(28) Иаков — (Израиль), ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама.

(29) Моисей — ветхозаветный пророк, вывел евреев из египетского плена, на горе Синай получил завет от Бога.

(30) Радимичи — славянское племя, обитало в бассейне р. Сож. По «Повести временных лет» покорены в 984 г.

(32) Вятичи — славянское племя, жили в районе рек Оки и Москвы, было два похода: в 981 и 982 гг.

(33) Ятвяги — балтское племя, обитавшее на р. Неман, покорены в 983 г.

(34) Болгары.— Поход в Волжскую Болгарию состоялся в 986 г. (Некоторые историки полагают, что поход был в Дунайскую Болгарию)

(35) Хозары.— Хазарский каганат на Волге и Дону был разгромлен отцом Владимира кн. Святославом в 965 г. Поход Владимира на хазар по другим источникам не известен. (Предполагают, что именно после этого похода, образовалось Тмутараканское княжество)

(36) Корсунь — древняя греческая колония в Крыму Херсонес (окраина современного Севастополя). В X в. центр Византийской провинции. Согласно византийским хроникам и «Памяти и похвале» Корсунь взят Владимиром в 989 г., а не в 988, как сказано в «Повести временных лет». Все русские источники сообщают, что свадьба Владимира и Анны состоялась только в Крыму, что подтверждает гипотезу о враждебности русского князя императору из-за нежелания последнего соблюдать условия договора. Иаков мотивирует поход крестившегося Владимира против христианского города стремлением найти учителей веры для своего народа.

(37) ...поживе... 28 летъ.— Так же определяет срок жизни Владимира после крещения автор «Сказания о Борисе и Глебе». Сопоставив эти указания с датой смерти Владимира 15 июля 1015 г., получим год крещения Владимира 987, а не 988, как в «Повести временных лет».

(38) На другое лето по крещении къ порогамъ ходи...— В летописи рассказа о таком походе нет. А. А. Шахматов предполагал, что Владимир ходил на печенегов, А. Поппе считал, что он встречал царевну Анну. Возможно, Владимир сопровождал войско, отправляемое в 988 г. в Византию.

(39) ...на третье Корсунь город взя...— 989 г. О том, что Владимир крестился не в Корсуне, а еще в Киеве до похода, в полемике упоминает составитель «Повести временных лет» и называет место крещения — Василев.

(40) ...цьрьквь камену... заложи... — 990 г. В летописях закладка церкви относится ко времени сразу после корсунского похода (989 г. или 991 г.).

(41) ...на пятое лето Переяславль заложи...— 991 г. В «Повести временных лет» — 992 г. (не через год, а через два года после закладки Десятинной церкви).

(42) ...въ девятое лето десятину... Богородице.— 995 г. А.А. Шахматов считал верной именно эту дату, так как 12 июля, день освящения церкви, приходился на воскресенье в 995, а не в 996 г.

(43) Ярополк — старший сын Святослава; в 969 г. перед вторым болгарским походом Святослав выделил ему Киев.

(44) ...угнетоша Олга...— второй сын Святослава. Получил Древлянскую землю. Из «Повести временных лет» известно, что ок. 976 г. Ярополк напал на Олега, который после проигранной битвы бежал в Овруч. Когда все торопились проскочить в город, многих, в том числе и князя, столкнули с моста в ров, где его задавило людьми и лошадьми. Неясно, представляет собой текст неудачное сокращение источника, или в источнике Иакова смерть Олега была представлена как несчастный случай.

(45) ...Ярополка убиша...— Ярополк был убит в Киеве в присутствии Владимира.

(46) И седев Kиeве... въ лето 6486.— Святослав погиб, возвращаясь из неудачного похода на Болгарию, на Днепровских порогах. Если год вокняжения Владимира (978) был восьмым после смерти Святослава, то князь погиб в 971 г., а не в 972, как в «Повести временных лет». Но данное противоречие мнимое. Мир между византийцами и русскими был заключен в 971 г., и войско двинулось на Русь. Не успев добраться в течение одного сезона, оно осталось зимовать на Днепре. Согласно источнику Иакова, князь погиб на зимовке в 971 г., а летописец отнес его смерть к весне следующего 972 г. Точная дата вокняжения Владимира есть только в «Памяти и похвале». Хотя «Повесть временных лет» называет 980 г., все остальные сведения в ней же подтверждают дату 978 г. (срок правления Владимира — 37 лет, Ярослав родился в 978 или 979 г., а не в 980).


(47) Крестилъ же ся... по убеении. ...Ярополка...— 987 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий