Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси
Иностранный фольклор
Фигура Владимира (Вальдемара)
была популярной и в иностранном фольклоре. Свидетельство тому — скандинавские
саги, старогерманские предания и другие произведения, где образ киевского князя
занимает значительное место. Эти произведения имеют внеисторический характер и
свидетельствуют о присущей средневековой литературе контаминации различных
сюжетов и креатур. Владимир, например, бьется с гуннским царем Атиллой, жившим
и действовавшим в V в., то есть за 500 лет до «равноапостольного» князя.
Нас это удивлять не может — ведь
и в древнерусском фольклоре политическим контрагентом «Владимира Красное
солнышко» выступает царь Батыга (Батый), перенесенный во времена Владимира с
середины XIII в. Более интересен факт, что в иностранных произведениях
Владимир тоже выступает не как просветитель, а как государственный и военный
деятель. В немногочисленных преданиях, где речь идет о крещении князя и страны,
разработка сюжета имеет мало общего с исторической правдой.
К числу таких произведений
принадлежит, в частности, сага об Улафе Тригвисоне, где крещение киевского
князя происходит якобы по инициативе норманнских наемников. Исходя из этого,
некоторые исследователи искали источники обращения не в православном
Константинополе (как это явствует из текста самой саги), а в Риме.
Нынче ошибочность такого взгляда
совершенно очевидна, ее устыдились даже представители новейшего норманизма.
Улаф — сын Тригви — личность
историческая. Он жил в конце Х в., занимая норвежский престол с 995 до 1000 г ., и
действительно был современником Владимира Святославича. С его именем
связываются некоторые мероприятия, направленные на утверждение христианства в
скандинавских странах. Однако его не следует путать с Улафом Святым —
действительным просветителем Норвегии, который действовал в XI в.
Пребывание Тригвисона на Руси, хоть и не засвидетельствовано надежными
источниками, представляется вполне вероятным.
Сага, о которой идет речь,
помещена в произведении исландского писателя и ученого XIII в. Снори
Стурлусона ”Heimskringla”, следовательно, она дошла до нас не в первичном
варианте. Согласно ее содержанию Улаф был сыном викинга Тригви, убитого в 969 г . во время
очередной усобицы. Мать героя — Астрида — вынуждена была бежать на чужбину, где
родила героя саги. Достигнув совершеннолетия, он при поддержке своего дяди
Сигурда, дружинника Владимира Святославича, поступил на службу к киевскому
князю, где прославился многочисленными подвигами. Особым фавором он пользовался
у княгини Адлогии, что вызвало зависть у киевских вельмож. Улаф был оклеветан и
вынужден был бежать за пределы Руси.
Некоторое время беглец находился
в Винланде, где женился на дочери местного конунга Бурислейфа. После смерти
жены и кратковременного пребывания в Дании он возвратился на Русь. На второй
год он увидел вещий сон, призывавший его к паломничеству в Грецию. Улаф
незамедлительно отправился в Константинополь, где крестился и в сопровождении
епископа-миссионера Павла возвратился в Киев. Здесь он обратил в христианство
сначала Адлогию, а затем самого Владимира. Епископ Павел совершил обряд
крещения, подтвердив пророчество прикованной к кровати матери великого князя,
которая предсказала крещение.
Не видим оснований отрицать
реальность отношений между Тригвисоном и Владимиром Святославичем. Вполне
возможно, что Улаф был среди тех норманнов, которых молодой Владимир нанял для
борьбы против Ярополка Святославича, а позже обратил в своих вассалов. Возможно,
Улаф действительно крестился в Константинополе и, возвратившись на Русь,
активно пропагандировал новую веру. Определенное влияние он мог оказать и на
киевского властителя, который начал осознавать необходимость религиозной
реформы. Фальшивой является тенденция приписывать герою саги решающую роль в
христианизации Руси.
Конечно, сага не является
исторической хроникой и ни в коей мере не претендует на адекватное освещение
реальных событий или процессов. Здесь находим немало фантастики: бабка
Владимира Ольга превращается в его мать, ее жизнь продлена до момента крещения;
царевна Анна оказывается женой Владимира задолго до принятия им новой веры
и т. п. Совершенно неправдоподобной является хронология повествовательной
схемы. Улаф родился в 969 г .
(эту дату считаем надежной), следовательно, в 988 г ., к моменту
крещения Владимира ему еще не исполнилось 20 лет. За это время он якобы
успел прожить чрезвычайно напряженную жизнь, богатую событиями: длительное
пребывание в Гардарики, бегство в Винланд, женитьбу, государственную
деятельность от имени жены, пребывание в Дании, возвращение на Русь, год до
вещего сна, путешествие в Константинополь, наконец, миссионерскую деятельность
в Киеве, — трудно представить, чтобы все это было проделано двадцатилетним
юношей.
Такой же произвольной является
легенда о крещении Владимира и Руси епископом Бруно в начале XI в. Она
дошла до нас в составе «Жития св. Ромуальда», написанного Петром Дамиани,
епископом остийским, жившим в XI в. (умер в 1078 г .). По этому
преданию, епископ Бруно (один из учеников святого Ромуальда) проповедовал среди
восточноевропейских язычников — мадьяр, печенегов, и на Руси. Киевский князь
вначале чурался христианской веры, но, в конце концов, согласился на обращение.
Решающую роль в этом сыграло чудо, продемонстрированное миссионером: он вошел в
костер, но остался невредим — в данном эпизоде совершенно очевидна реплика
византийской легенде IX в. (чудо с Евангелием).
Епископ Бруно, как и Улаф
Тригвисон, — личность вполне историческая. Он действительно ездил около 1006 г . в
печенежскую степь с миссионерской целью и по дороге посетил Киев. Свое
путешествие описал собственноручно в письме к императору Генриху II, где
нет ни слова о христианской проповеди на Руси. Это вполне понятно: в то время
Владимир уже был христианином, а новая вера окончательно стала государственной
религией.
Кроме Дамиани, о миссионерской
деятельности Бруно на Руси кратко упоминает интерполятор «Хроники Адемара» (XI—
XII вв.). Источник не имеет самостоятельного значения, поскольку зависит
от Жития Ромуальда.
Источниковедческая ценность
подобных сказаний минимальна: они не содержат реальной информации для
реконструкции подлинного процесса христианизации Руси. Появление таких
фантастических (мифологических) рассказов должно было компенсировать отсутствие
достоверных данных относительно крещения Владимира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий