Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси
Мусульманские источники
Распространение христианства у
восточных славян в IX—Х вв. засвидетельствовано и в арабских источниках. В
частности, Ибн-Хордадбег (автор конца IX в.), рассказывая о русах (точнее,
русских купцах, которые приезжали в Багдад), подчеркивал: «И выдают они себя за
христиан, и платят джизию». Приведенный текст, правда, звучит несколько
двусмысленно: русы «выдают» себя за христиан, но были ли они действительно ими?
Между тем, учитывая ситуацию, этот оттенок неясности можно снять. Прикидываться
христианами в Багдаде, не являясь ими в действительности, вряд ли имело смысл:
столица ислама не обещала адептам греческой веры никаких преимуществ или
удобств. Выгоднее было бы притвориться магометанами.
Таким образом, свидетельство
Ибн-Хордадбега следует понимать в прямом значении: русы считают себя христианами, то есть действительно принадлежат к этой
вере (хотя бы формально). В этом случае все русское купечество оказывается
христианским. Речь идет не только о наличии христианской прослойки среди древнерусского
населения, но и о религиозной однородности последнего. Иначе автор подчеркнул
бы, что некоторые русы в Багдаде называют себя христианами.
Ибн-Хордадбег писал свою книгу в
80-х годах IX в., следовательно, являлся современником Аскольда. Таким
образом, его сведения о Руси относятся ко времени перед переворотом 882 г ., в
результате которого во главе Киева стала проязыческая и антихристианская
партия. Во второй половине IX в. Русь официально считалась христианской страной;
ее граждане должны были «выдавать себя за христиан» даже тогда, когда в глубине
души оставались язычниками. Трудно подыскать для подобной ситуации более
точную, более адекватную и более удачную формулу, чем та, которую употребил
арабский писатель.
Другие сведения приводит ал-Масуди,
автор Х в. Его данные принадлежат более позднему времени, нежели
свидетельства Ибн-Хордадбега, но более древнему, чем эпоха Владимира. В его
произведении одна часть славян выступает христианами, а другая — язычниками. «Они
имеют много городов, — пишет Масуди, — а также церкви, где вешают колокола, в
которые бьют молотком, — подобно тому, как у нас христиане ударяют деревянным
стукалом по доске».
Некоторые исследователи считают,
что приведенное свидетельство относится преимущественно к западным славянам.
Названные в тексте географические реалии, однако, с определенностью указывают
на Восточную Славянщину, население которой было соседями хазар и волжских
булгар. Его связи простираются до Волги, Дона, Северного Кавказа, а Черное море
ал-Масуди называет «Русским». Упоминание о царе Дире (брате Аскольда) также
ведет нас в Киевскую Русь.
Сведения ал-Масуди, отражающие
религиозный дуализм славян, также вполне соответствуют историческим фактам. Во
времена Олега, Игоря и Ольги на Руси существовали христианская и языческая
партии, что хорошо засвидетельствовано соглашением 944 г ..
Следовательно, можем констатировать высокую информированность и этого автора о
русских делах.
Особенно важными являются
свидетельства ал-Марвази. Он жил и писал в начале XI в., но пользовался
весьма достоверными текстами более раннего времени (главным его информатором,
по-видимому, был ал-Бируни).
Ал-Марвази пишет: «…И таким
образом воспитывались они (русы) до тех пор, пока не стали христианами в месяцы
трехсотого года. И когда они обратились в христианство, религия притупила их
мечи, и вера закрыла им двери занятия и вернулись они к трудной жизни и
бедности, и сократились у них способы существования…» (696, с. 258.). Что
касается ясности и определенности, то сообщение не оставляет желать лучшего.
Для нас важным является упоминание о крещении Руси задолго до Владимира. При
этом речь идет об обращении не отдельных лиц из числа представителей
общественной верхушки, а народа в целом.
Наиболее интересной
представляется дата: 300 г .
хиджры соответствует 912 г .
нашего летоисчисления. Имеется в виду год смерти Олега Вещего и начала
самостоятельного правления Игоря Старого. Марвази взял за хронологический репер
не сам акт первого крещения, а конец антихристианского террора, развязанного
после 882 г .
С источниковедческой точки зрения эта неточность очень важна: она подтверждает
достоверность основного содержания. Исключая мысль о поздней вставке, следует
отметить также точную характеристику тяжелого положения Руси при первых
Рюриковичах, когда достижения Аскольдова периода в значительной степени были
утрачены и государство, озабоченное проблемой территориальной целостности и
занятое борьбой против центробежных тенденций, утратило свои позиции в
международных делах, потеряв не только дипломатический престиж, но и
экономический потенциал. Понятно, что причины лежали не в идеологической, а в
социально-экономической сфере. Поэтому не следует удивляться акцентации
факторов, предложенной средневековым автором, совершенно естественной для
правоверного мусульманина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий