Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси
Ильинская церковь
В связи с изложенным выше
привлекает внимание сообщение об Ильинской церкви, которая функционировала в
Киеве в 944 г .
В ней присягали христиане Руси и греческие послы во время заключения
русско-византийского договора.
«Повесть временных лет» называет
церковь «соборной». Этот термин породил значительную литературу. Часть
исследователей (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.В. Закревский и др.)
интерпретировали его в современном понимании термина «соборная», то есть храм с
несколькими престолами. Существует и другое объяснение — от греческого
καθολική, то есть парафиальная церковь; оно приобретает особое значение именно
в свете утверждения о наличии в Киеве середины Х в. свободного
богослужения.
Существование церквей на Руси от
эпохи Аскольда не вызывает сомнения: потребности обряда способствовали
строительству храмов. Поэтому особый интерес вызывают прямые сообщения
источников об интенсивном церковном строительстве, осуществляемом на Руси
митрополитом Михаилом, поставленном в Киеве патриархом Фотием.
Сообщения о конкретных
сооружениях такого рода крайне скупы и невыразительны. В «Повести временных
лет» упоминается церковь св. Николая, сооруженная на Аскольдовой могиле вождем
мадьярских племен Олмошем, союзником киевского кагана. Имя основателя храма
является хронологическим репером: Николаевская церковь могла быть построена
только после смерти Аскольда человеком, хорошо знавшим и уважавшим убитого
властителя; это, к слову, дает основание считать, что христианским именем
Аскольда было имя Николай. Движение мадьяр из Поднепровья (Ателькузу) за Карпаты
началось в 90-е годы IX в. Следовательно, имеем надежные границы, в
пределах которых могло быть осуществлено строительство: между 882 (год убийства
Аскольда) и 890 г .,
под которым в «Повести временных лет» помещено сообщение о переселении мадьяр
«за горы Угорские». В 895 г .
мадьярские отряды во главе с Арпадом уже спустились в долину Тиссы.
Сооружение Николаевской церкви
над захоронением убитого кагана, возможно, представляло собой демонстративный,
антиолеговский акт. Урочище, избранное для строительства, располагалось за
границами города и на определенном расстоянии от его укреплений. Основателем
храма был иноземный правитель, не подчиненный князю-узурпатору; вступать с ним
в открытый конфликт Олегу, конечно, было не с руки.
Когда построена Ильинская церковь
на Подоле, сказать трудно, но, во всяком случае, не позднее 944 г .
Проблематичной остается и точная локализация сооружения и его характер.
Признано, что оно предшествовало позднейшей подольской церкви с этим же именем,
построенной во второй половине XVII в. Она поставлена около древней
церкви, если не на ее месте.
Историкам хорошо известно
сообщение «Повести временных лет» о обезлюдении Киевского Подола под 946 г . (в связи с
прибытием в Киев древлянских послов): «Бђ бо тогда вода текущи возлђ горы
Киевськыя, и на Пдолђ на сђдяхуть людье, но на горђ». Этот факт по-разному
трактовался комментаторами. Часть исследователей воспринимала его буквально,
как свидетельство полного отсутствия жизни на Подоле в Х в., поэтому
отрицалась возможность локализации церкви в названном районе города.
Высказывались и компромиссные взгляды: не подвергая сомнению достоверность
летописного повествования, не исключалась возможность поселений над Почайной.
Так, Н.В. Закревский считал, что территория Подола в то время представляла
собой покрытые лесом болота, малопригодные для проживания, среди которых,
однако, могли стоять отдельные усадьбы, а также и церковь.
В советской науке долгое время
считалось, что в цитированном тексте речь идет о сезонном явлении — весеннем
наводнении, выгнавшем жителей с насиженных мест на краткое время, поэтому
соображения скептиков не принимались во внимание. Действительно, древлянские послы
прибыли к Ольге весной 946 г .
В последнее время благодаря
систематическим археологическим раскопкам на Подоле, проводимым Киевской
экспедицией ИА АН УССР, обнаружен мощный слой чистого песка (толщиной
около 3 м ),
отделяющий культурные напластования IX — начала Х в. от позднейших
наслоений Х— XI вв. В свете этого становится ясным, что речь идет о чем-то
несравненно большем, чем весеннее наводнение — о катастрофе, которая
продолжалась не один год, а, возможно, не одно десятилетие. Таким образом,
существование какой-либо церкви в прибрежной части Подола в середине Х в.
действительно становится довольно сомнительным. Сложность проблемы
подчеркивается наблюдениями над рельефом Киевского Подола в древнее время.
Установлено, что он не был таким плоским, как в наши дни: возвышения
перемежались со впадинами. Поэтому не исключено, что и в Х в. существовали
отдельные участки, возвышавшиеся над затопленной низиной.
В летописи топография Ильинской церкви
обозначена расплывчато: «Надъ руцьемъ, конђць Пасыньчђ бесђды». «Ручей» —
скорее всего река Глубочица (19),
чья долина отделяет Замковую гору от Щекавицы. «Пасынча беседа» — улица,
площадь, возможно, и район города. К сожалению, это название не дожило до наших
дней и не упоминается ни в одном историческом документе. Некоторые русские
исследователи обращали внимание на употребленный летописцем предлог «над»,
делая из этого вывод, что церковь стояла на возвышении над рекой. Это неверно.
В южнорусском словоупотреблении «над рекой» (как и «над прудом», «над морем»
и т. п.) означало «на берегу», «непосредственно над водой».
Таким образом, надежные основания
для точной локализации Ильинской церкви, упомянутой под 944 г .,
отсутствуют. Топографическое определение, содержащееся в летописи,
зафиксировано не в тексте соглашения, а в статье, где рассказывается о присяге
сторон. Статья не является современной Игорю и принадлежит хронисту конца Х —
начала XI в. (автору свода 996 или 1037 гг.). Между тем в тексте
читаем: «… в церкви св. Ильи, яже єсть надъ руцьемъ …». То есть речь идет
о храме, современном летописцу времен Владимира или Ярослава и идентификация
которого с одноименной церковью середины Х в. представляется далеко не
безусловной.
Однако где бы ни стояла Ильинская
церковь времен Игоря, и какой бы ни была ее судьба в последующие времена, сам
факт ее существования не может вызывать сомнения. А это является надежным
свидетельством наличия христианской общины в середине Х в., и свободного
отправления христианского культа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий