Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси
Закономерность акта
Введение христианства на Руси в
середине IX в. было событием глубоко закономерным, тесно связанным с общей
исторической обстановкой в масштабах тогдашней Эйкумены. В развитии
средневековой Европы IX в. наблюдается своеобразный исторический рубеж.
Именно в это время завершается формирование феодального базиса, и большинство
европейских народов вступает в эпоху развитого средневековья: на западе — на
руинах империи Карла Великого, в Византии, которая после бурной иконоборческой
эпохи вступала в период нового подъема, в Восточной Европе, где только что
закончилось оформление славянских государств — Руси, Моравии, Болгарии.
Таким образом, принятие
христианства, составлявшего идеологическую надстройку над феодальным базисом,
стало исторической необходимостью. Действительно, начиная с конца VIII в.
новая вера вводится во всех главных государствах тогдашней Европы. Где-то ее
утверждали при помощи оружия и насилия; где-то — мирным путем; в одних случаях
инициатива исходила от местных кругов, в других — новая религия навязывалась
извне.
Для славянских народов IX в.
также стал переломным этапом. Сравнительно рано христианство нашло признание в
юго-западной части славянской Эйкумены (Хорватия и др.). Наиболее
значительные успехи новой религии на востоке приходятся именно на 60-е годы
IX в.
В 862 г . началась
моравская миссия Кирилла и Мефодия, знаменовавшая собой окончательную победу
христианства в Моравии, Чехии, Словакии и начало интенсивного распространения
его в Южной Польше. В 863—865 гг. христианство утверждается в Болгарии.
Было бы странным, если бы тогдашняя Русь, расположенная рядом с Византией и
Черным морем, оставалась в стороне от этого процесса. Тесные экономические и
дипломатические связи с Константинополем, возникшие во времена Аскольда,
содействовали интенсивному распространению новой веры.
Специального внимания заслуживает
миссионерская деятельность константинопольского патриаршего престола в середине
IX в., воплощенная, в частности, в действиях Кирилла Философа. Именно он
является наиболее активным проповедником греческой веры в славянских странах
или же у ближайших соседей славян. Кирилл (как и его брат и сподвижник Мефодий)
родился в Солуни, чье население в основном состояло из славян. Отец будущего
проповедника был македонянин (следовательно, славянин); мать — солунская
гречанка. Славянский язык оба брата знали с детства, что являлось немаловажным
фактором в их просветительской деятельности, делало ее понятной для всех
славян.
В середине 50-х годов IX в.
Кирилл находился в Болгарии и немало сделал для ее христианизации. В
860—861 гг. ездил с миссионерской деятельностью в Хазарию, где добился
немаловажных результатов для распространения христианства. В следующем, 862 г . он вместе с
Мефодием отправился в Моравию. Это — наиболее выдающаяся миссия великих
просветителей, которые осуществили далеко идущие культурно-просветительные
мероприятия.
Как видим, Русь не значится в
списке стран, ставших объектом проповеднической деятельности Кирилла и Мефодия.
Вообще у нас нет ни одного упоминания о мерах константинопольской администрации
для обращения самой большой страны Восточной Европы. В свете традиционных
представлений о Владимировом крещении это обстоятельство выглядит очень странным,
можно сказать — непонятным.
Действительно, чем объяснить
невнимание к великому народу, который в 60-е годы проявляет необыкновенную
политическую энергию, совершает успешные походы против Константинополя,
добивается немалых успехов во взаимоотношениях с империей, заключает с ней
выгодные для себя соглашения, налаживает тесные торговые и политические
отношения и т. п.? Почему Кирилл именно в эти годы следует сначала на
северо-восток, в Хазарию, и далее — на северо-запад, в отдаленную Моравию,
игнорируя север, куда его должна бы вести элементарная логика развития
международных отношений того времени?
Дать ответ на поставленные
вопросы, опираясь на традиционные представления, невозможно. Дело в том, что к
началу 60-х годов IX в. Русь уже была христианской страной, там
существовала епархия, и проповедь новой веры была прямой заботой молодой
Русской церкви.
Таким образом, Аскольдово
крещение представляло собой событие широкого международного значения.
Независимо от окончательных результатов, этот процесс отражен в источниках того
времени. Другое дело, что сама христианизация оказалась слишком сложным и
длительным процессом и должна была пройти через ряд стадий и сложные рубежи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий