Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси
Статья 1044 г .
Под 1044 г . в «Повести
временных лет» читаем очень интересное, беспрецедентное в христианских хрониках
сообщение: «Выгребена быста два князя Ярополкъ и Олегъ, сына Святославля, и
крестиша кости ею, и положи я въ церкви святыя Богородица».
Исследователи давно удивляются
этой странной акции: христианская практика не знает обряда крещения усопших.
Такой акт решительно противоречит, в частности, концепции, изложенной Иларионом
в «Слове о законе и благодати» — трактате, написанном между 1037 и 1051 гг.,
то есть именно тогда, когда происходило мнимое крещение костей. В этом
произведении благодать (познание Христа) трактуется как свобода; приобщение к
ней может осуществляться только при условии сознательного волеизъявления.
Иларион, занимая видное место в церковной иерархии времен Ярослава, вряд ли мог
допустить подобное действие. Да и сам великий князь, вероятно, не решился бы на
такое кощунство.
Вызывает сомнение и выбор
креатур. Почему объектом обряда оказались Ярополк и Олег, представители побочных
линий княжеского рода? Первый из них к тому же являлся противником Владимира
Святого, официально признанного просветителем Руси. Скорее предметом
потусторонних забот должны были бы стать предки Ярослава по прямой линии —
Святослав, Игорь, Рюрик.
Таким образом, мы имеем дело с
безусловно испорченным, переосмысленным текстом, начальное содержание которого
было совсем иным. В этом видим определенные признаки позднего редактирования и
связанной с ним деформации начального текста. В некоторых летописных кодексах
утверждается, что окрещенный прах Ярополка и Олега похоронен в церкви св.
Богородицы во Владимире, «юже бђ самъ создал благовђрный князь Владимер, крестивый
всю землю Русскую». Однако уточнение представляется недостоверным. Не было
никакого смысла переносить прах убитых князей из Овруча и Родни в далекий
волынский центр. Исследователи справедливо считают слова «во Владимире» и т. д.
более поздней вставкой, приводя для ее объяснения вполне убедительную причину.
Без этих слов предложение приобретает совершенно понятное содержание: Ярополка
и Олега похоронили в Киеве в Десятинной церкви.
Д.С. Лихачев пишет, что при
упоминании города имеется в виду не Владимир-Волынский (основанный Владимиром
Святым), а Владимир-на-Клязьме, основанный тезкой «равноапостольного» князя —
Владимиром Мономахом. Вставку этого имени он объясняет идеологическими
претензиями «правительственных кругов Москвы XV—XVI вв., стремившихся
подчеркнуть значение города Владимира и его патрональной святыни — Успенского
собора».
Как бы там ни было, текстовая
несуразность в статье 1044 г .
кажется очевидной и свидетельствует о неудачном редакторском вмешательстве. Эта
статья, как убедительно доказано А.А. Шахматовым, не принадлежит к так
называемому Древнейшему своду, составленному во времена Ярослава Мудрого и
доведенного до 1037 г .
В том виде, в котором этот отрывок читается в сохранившихся текстах, он
появился под пером Никона Печерского или автора «Начального свода» 1093 г .
Полагаем, что сначала в статье
рассказывалось не о крещении костей Ярополка и Олега, а лишь об их
перезахоронении, о перенесении праха в Десятинную церковь — подобно тому как
при Владимире туда же был перенесен прах Ольги. Это был акт, аналогичный
неоднократному перезахоронению останков Бориса и Глеба. Разумеется, подобная
процедура могла быть осуществлена только с останками крещеных особ. Для
читателей XI в., хорошо информированных о религиозной принадлежности двух
умерших князей, специальная мотивация акта была излишней. Более поздние
редакторы, не находя в хрониках ясных сообщений о крещении старших братьев
Владимира и считая их язычниками, естественно, должны были задуматься над
исторической достоверностью сообщения.
Таким образом, слова «и крестиша
кости ею» считаем такой же вставкой, как и упоминание о городе Владимире. Изначальный
текст читался так: «Выгребоша два князя, Ярополка и Олега, сына Святославля, и
положиша я въ церкви святыя Богородица». Справедливость данной реконструкции
подтверждается грамматически. Выражение «положиша я» подает объект в двойственном
числе. Следовательно, он согласуется с предыдущими словами «два князя… сына
Святославля», а не со словами вставки «кости ею», как это получается в тексте
«Повести временных лет». Если бы упоминание о костях существовало в изначальном
тексте, то дальше, вероятно, читалось бы: «и положиша ихъ».
Отметим: перезахоронялись «кости»,
следовательно, оба княжича были погребены по обряду не сожжения, а
трупоположения, что также свидетельствует в пользу высказанной гипотезы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий