Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред.
Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко.
– СПб.: Наука, 1997. – Т. 1: XI–XII века.
Подготовка текста, перевод и комментарии Н.И. Милютенко
ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА
КНЯЗЮ РУССКОМУ ВЛАДИМИРУ
«Память и похвала князю русскому
Владимиру» — одно из древнейших произведений русской литературы, созданное в
XI в. В нем сохранились сведения из летописи, предшествовавшей не только
«Повести временных лет», но и Начальному своду (ок. 1095 г .). Именно в
«Памяти и похвале», а не в позднейших летописях содержатся правильные даты
(датировки не цифровые, хронология событий отсчитывается от вокняжения и смерти
Владимира): вокняжение Владимира в Киеве в 978 г ., а не в 980,
как сказано в «Повести временных лет»; крещение Владимира в 987 г ., а не в 988,
взятие Корсуня после крещения в 989 г ., а не в 988 г . и др. (См.:
Шахматов А.А. Разыскания о древнейших летописных сводах. СПб., 1908. С.
13—28, 131—161).
Старший список произведения
датируется XV в., отстоя от протографа на четыре столетия.
А.И. Соболевский, А.А. Шахматов, С.А. Бугославский выделяли в
нем три части: собственно Память и похвалу Владимиру, Похвалу Ольге (только в
некоторых списках) и Древнее житие. Выделение Соболевским Древнего жития
условно и опиралось только на существование части «Памяти и похвалы» от слов
«Блаженый же князь Володимеръ... крестився самъ, и чяда своя, и всю землю
Рускую крести» в отдельном виде. А.А. Шахматов первым указал, что
вступительная часть так называемого Древнего жития — это продолжение сравнения
Владимира с Константином Великим, которое иначе обрывается на описании деяний
римского императора и не имеет завершения (Разыскания... С. 13—28). Несомненной
вставкой является Похвала Ольге, разрывающая связный текст сравнения после слов
«Тако же и блаженый князь Володимеръ сътворн съ бабою своею О л тою» (с. 320).
А.А. Шахматову принадлежит наиболее полное исследование «Памяти и похвалы»
(корректура книги «Жития князя Владимира», Архив РАН. ф. 154, оп. 1,№ 112), но
ученый не успел его завершить.
Для стиля автора памятника,
монаха Иакова, характерны сложные синтаксические периоды и ритмическая
организация текста. Он широко использует ассонансы, текст строится не только на
созвучиях отдельных звуков и рифмовке окончаний, но и на звучании сходных
приставок (пра-, при-, пре-, про-), созвучии корней в словах, относящихся к
разным частям речи (глагол, существительное, прилагательное, наречие). Все
характерные литературные приемы Иакова есть и в той части, которую
А. И. Соболевский когда-то предложил считать Древним житием.
Некоторую разностильность «Памяти и похвалы» создают вкрапленные в нее
фрагменты летописного характера. Они располагаются не в хронологическом
порядке, а в последовательности, избранной автором, и служат подтверждением его
тезиса об изначальной богоизбранности Владимира. «Память и похвала» является
единым авторским произведением, а не компиляцией нескольких разных текстов.
О самом Иакове, авторе «Памяти и
похвалы», ничего не известно. Архиепископ Макарий (Булгаков) считал его тем
монахом Киево-Печерского монастыря,
которому Феодосий хотел передать
игуменство после своей смерти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий