Михаил Юрьевич Брайчевский
Утверждение христианства на Руси
В древнерусских летописях
помещена легенда о посещении «гор Киевских» (Среднего Поднепровья) апостолом
Андреем: «Андрђю оучащю в Синопови, и пришедшю ему в Корсунь, оувидђ, яко ис
Коръсуня близъ оустье Днђпръское, и въсхотђ поити в Римъ, и приде въ оустье
Днепръское, и оттолђ поиде по Днђпру горђ и по приключаю приде и ста подъ
горами на березђ. И заоутра въставь рече к сущимъ с нимъ оученикомъ: «Видите
горы сия яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия; имать и городъ великъ
быти, и церкви мьногы имать Богъ въздвигнути». И въшедъ на горы сиа, и
благослови я, и постави крестъ. И помолився Богоу, и слђзе съ горы сея, идеже
послђ же бысть Киевъ» (2).
Далее следует вставка, введенная
в текст «Повести временных лет» новгородскими редакторами Мстислава
Владимировича, посвященная путешествию Андрея в Новгород. Эта вставка,
отличающаяся невысоким идеологическим и литературным уровнем, грубо нарушает
первичный текст и искажает его содержание (апостол едет в Рим с низовий Днепра
через… Ильмень и Ладогу!).
Сюжет о русской миссии Андрея
отсутствует в Новгородской первой летописи, потому можно утверждать, что в так
называемом Начальном своде игумена Ивана, составленном в 1093 г ., его еще
не было. Исследователи свыклись с мыслью, что приведенный отрывок принадлежит
Сильвестру, автору второй редакции «Повести временных лет». Однако эту мысль не
можем признать доказанной. Игумен Иван подверг вступительную часть
использованного им «Древнейшего» свода 1037 г . тщательной переработке и
сокращению. Между тем, «Андреева легенда» имеет признаки глубокой древности,
что отсылает нас ко временам начальной христианизации Руси. Следовательно,
независимо от времени введения этого пересказа в киевское летописание
необходимо рассматривать его как идеологический документ эпохи, которая намного
древнее, чем время Нестора и Сильвестра.
Характерной чертой
раннесредневековой идеологии был поиск глубоких корней для институтов,
выступавших репрезентантами тех или иных общественных организмов:
государственных образований, династий, стольных городов, а особенно —
национальных церковных организаций. Как древняя генеалогия в сознании
феодального класса наилучшим образом украшала «благородного» рыцаря, так
подтверждение древнего возраста общественных учреждений призвано было поднять
авторитет народа и страны. Недаром еще в XVI в. Иван IV пытался
вывести свою родословную от первого римского императора Октавиана Августа,
а сами римляне провозглашали своим родоначальником полулегендарного Энея.
Еще с первых веков нашей эры
существовало понятие апостольских кафедр, основанных учениками Христа. Это были
первые епископии, чей авторитет определялся пиететом к основателям. Так,
фундатором римской кафедры считался Петр; иерусалимской — Иаков, сын Алфея;
эфесской — Иоанн Богослов; гиеропольской — Филипп и т. д. Позднее
появляются новые епархии, но первые в сознании Эйкумены были окружены ореолом
морального превосходства.
Дальнейший ход истории коренным
образом изменил ситуацию. Большинство епископских городов — Пергам, Эфес,
Коринф, Смирна, Синопа и другие — утратили свое значение. Подверглись разгрому
Иерусалим и Александрия. Возникли новые крупные города, в первую очередь —
Константинополь, которого в I в. н. э. вообще не существовало
(он был заложен Константином Великим на месте древнегреческого поселения
Бизантия 20 ноября 326 г .).
Постепенно из первичных центров лишь Рим (кафедра св. Петра) сохранил
значение важнейшего фактора.
Общественная роль Рима имела
направленность, противоположную той, которая постигла другие апостольские
кафедры. Падение Западной империи в конце V в. не только не привело к
упадку римской курии, а, наоборот, содействовало еще большему подъему ее
авторитета. Она начинает претендовать на роль не только вселенского
идеологического центра, но и носителя политической организации. Моральный
авторитет Рима в значительной мере зижделся на имени основателя папского
престола — Петра, считавшегося первым среди апостолов, ибо он первым (вместе со
своим братом Андреем) последовал за Христом. Константинополь не мог противопоставить
что-либо равноценное.
Второй вселенский собор 381 г . признал
«новый Рим» — Константинополь — равным «старому» Риму. Четвертый собор 45
г. подтвердил это решение. Римская, александрийская, антиохийская,
иерусалимская и константинопольская епархии были провозглашены патриархиями.
Таким образом, политический аспект подмял под себя церковно-историческую
традицию. Однако причисленный к апостольским кафедрам Константинополь
чувствовал себя не очень уверенно рядом с традиционно утвердившимися епархиями.
Отсюда — тенденция компенсировать отсутствие надежной исторической традиции
легендой, созданной ad hoc. Так возникла версия о создании
константинопольской (византийской) кафедры братом Петра Андреем, прозванным
«Первозванным». Царьградская епархия получила не просто основателя из числа
апостолов, но и такого, который в смысле церковного авторитета мог с успехом
конкурировать с фундатором римской курии.
Когда Русь стала христианской
страной, то появилось стремление выяснить, в сферу деятельности какого апостола
входили ее земли.
Античные писатели, как известно,
называли Восточную Европу Скифией. А Скифия принадлежала к сфере деятельности
Андрея. Его кафедра помещалась в Синопе и была апостольским центром,
расположенным ближе всего к северопонтийским землям, связанным с ними
транспортно. Пребывание апостола в Крыму (в Керчи и Херсонесе) вполне вероятно.
Однако некоторые источники называют и собственно Скифию, то есть глубинные
районы Восточно-Европейской равнины. Такие сообщения находим у Ипполита Римского
(III в.) (3), Евсевия
Кесарийского (IV в.) (4),
Евхерия Лионского (конец IV—начало V в.) (5), Епифания Кипрского (VIII в.), в каталогах апостолов,
приписываемых Дорофею Тирскому, Софронию и др.
Особое значение для нас имеет апокрифическое
предание о хождении апостола Андрея и его брата Матфия (избранного двенадцатым
апостолом после самоубийства Иуды Искариота) в страну мармидонян. В конце
I тыс. н. э. мармидонянами византийцы называли Русь, что
послужило основанием для древнерусских книжников включить Восточную Славянщину
в арену миссионерской деятельности брата Петра.
Отсюда — легенда о посещении «гор
Киевских» апостолом Андреем; рассказ о том, как он поставил здесь крест,
символизирующий грядущее торжество новой веры, и о пророчестве блестящего
расцвета города в будущем. Ранним идеологам русского православия импонировало
сознание того, что предпросветителем страны выступил признанный основатель
царьградской епархии — это (во всяком случае, в плане исторической традиции)
ставило Киев на одну ступень с Константинополем.
В «Повести временных лет» не
случайно Андрей назван братом Петра. Повествуя о Днепровском торговом пути,
летописец указывает: «А Днепръ втечеть в Понтеское море треми жералы, иже море
словеть Русское, по нему же оучил святыи апостолъ Андрђи, братъ Петровъ». В
этой, не совсем уместной, справке видим скрытую полемику с Римом по поводу его
претензий на первенство во Вселенской церкви.
До нас дошло письмо византийского
императора Михаила VII Дуки (написанное около 1073—1074 гг. известным
философом и историком Михаилом Пселлом), адресованное киевскому князю Всеволоду
Ярославичу. В нем читаем: «Ибо научают меня священные книги и достоверные
истории, что наши государства оба имеют один некий источник и корень, и что одно
и то же спасительное слово было распространено в обоих, что одни и те же
самовидцы божественного таинства и вещатели провозгласили в них слово
Евангелия». В письме говорится об апостолах Андрее и Матфее. Следовательно,
легенда о русской миссии «самовидцев божественного таинства» во второй половине
XI в. была хорошо известна в Византии и не вызывала протеста. Для нас не
так важна точная дата этого предания (ясно, что речь идет о времени, намного
древнее Сильвестрова), как сам факт его возникновения.
Интересно, что летописный вариант
легенды избегает прямого провозглашения Андрея просветителем Руси. Апостол
посещает не Киев, а «горы Киевские», то есть место, где позднее появилась
столица первого восточнославянского государства. Это вполне понятно: в сознании
древнерусского хрониста основание Киева связано с именем исторического Кия,
жившего в конце VI— начале VII в. Андрей не проповедует новую веру, а
ограничивается пророчеством. Вообще из текста неизвестно даже, было ли в то
время какое-то население в районе будущего города. Характер предания уводит нас
во времена, непосредственно следующие за Аскольдовым крещением, когда
действительная дата обращения страны была хорошо известна общественности и
делала невозможной произвольную хронологию, а интересы утверждения и
прославления реального просветителя исключали иную персональную атрибуцию.
Таким образом, комментированный
эпизод — типичная церковная легенда, имеющая внеисторический, сугубо престижный
характер. Однако было бы ошибкой отрицать наличие в ней какой-либо исторической
основы. Достоверны воспоминания о древних христианских традициях в нашей
стране, которые восходят к первым векам христианской эры. В литературе уже
высказывались мнения о древнем происхождении традиции, отраженной «Андреевой
легендой». Так, С.В. Петровский допускал, что начало этой традиции могло
восходить к IV в.. В советской науке высказанное предположение было
поддержано некоторыми учеными. Во всяком случае, можно с уверенностью
утверждать, что легенда возникла до появления славянской письменности и
литературы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий